ФГЛ

Июл 20 • 551 • Комментарии к записи Фламандская головоломка. Учимся читать натюрморт. отключены

Фламандская головоломка. Учимся читать натюрморт.

В статьях, в которых затрагивается тема живописи и произведений различных мастеров кисти мы часто говорим о скрытых смыслах, символизме и подтексте, что стоят за теми или иными произведениями искусства. Но, пожалуй, самым интересным в этом плане будет жанр натюрморта, расцвет которого пришелся на XVI — XVII века, когда регион Фландрия достиг пика своего развития. Архитектура, торговля, промышленность, как и многие другие направления двигались вперед семимильными шагами, создавая особую, прогрессивную, творческую атмосферу, в которой искусство и в частности живопись, наполнились невероятными по силе эмоциями и выразительностью.

ЧИТАТЬ НАТЮРМОРТ.

Часто можно увидеть работы тех или иных флористов, которые пытаются с различных успехом передать в своих работах настроение фламандского натюрморта, иногда прибегая к использованию разного рода атрибутов, помимо цветов. Однако мало кто знает, что как и цветы, каждый из них обладает собственным смыслом и способным сделать работу не только красивой, но и наполнить ее определенным смыслом.

Если говорить откровенно, то строгих законов и понятий в натюрморте не существовало и каждый мог рассмотреть именно то, что было ближе его пониманию, однако с развитием этого жанра появилось множество символов и значений, которые можно было рассмотреть лишь через призму жанрового контекста.

Натюрморты по своему характеру также были довольно разными, мы не будем рассматривать весь спектр этого жанра, ведь нас, в данном вопросе, интересует в первую очередь те картины, чьей главной особенностью были изображения цветов.

flam001 flam002

ЦВЕТЫ.

Сами по себе цветы в натюрморте уже говорили о многом. Простые, полевые цветы — это конечно скромность, а тюльпаны, которые в те времена были безумно дорогие и хлопотные в разведении были символом излишней суеты и показной роскоши. Розы и пионы — красота, молодость, расцвет жизни.

Хотя, порой это было сложно, ведь один и тот же цветок имел несколько интерпретаций и зритель должен был буквально разгадывать головоломку, сопоставляя все подсказки, оставленные художником на холсте.
К примеру, мак. Многие считают, что цветок изображенный на холсте имеет исключительно религиозный подтекст, согласно поверью, первые маки выросли из капель крови распятого Христа, но это на самом деле очень далеко от истины, ведь упоминание о маках мы видим и в мифологии и в культуре совершенно разных стран и культур, возникших еще до трагических событий, описываемых в библии.
Однако, кровь действительно ассоциируется с маками. Особенность этих цветков является то, что их семена могут находится нетронутыми в почве очень долгое время и в случае механического воздействия на почву, могут пуститься в рост. Такое воздействие вполне могут оказать разрывы снарядов, марширующие толпы пехоты и кавалерии. Поэтому, маки в контексте с другими образами на натюрморте могут иметь и иной подтекст — невинная гибель, или же геройская смерть в сражении, а также отвага и мужество.

В подтверждение теории, можно привести стихи военного врача Джона Макрея, который, хотя и веком позже, но написал следующие строки:

«Всюду маки свечами печали горят

На войной опалённых фландрийских полях,

Между мрачных крестов, что рядами стоят,

В тех местах, где недавно закопан наш прах»

Если говорить в целом, то цветы в натюрморте символизировали в первую очередь бренность нашего с вами существования, мимолетность жизни и часто, чтобы подчеркнуть это, художники изображали сломанные цветы. Также, на картинах мы часто видим осыпавшиеся лепестки, засохшие листья и бутоны — это все также говорит нам о быстротечности красоты цветка, жизни, молодости и наших возможностей выразить себя.

flam003 flam004

ФРУКТЫ И ОВОЩИ.

Одной из самых популярных визуальных составляющих натюрморта является сочетание цветов и фруктов. Налитые, спелые, они символизируют молодость и напротив, загнивающие плоды — означают болезни и старение. В определенном контексте фрукты означают искупление греха, ну и особняком здесь стоит, конечно, яблоко, которое отсылает нас к библии и конечно к грехопадению Адама и Евы.

Кроме фруктов, картины иногда украшают колоски, в букете или возле него, они символизируют бессмертие души («Я есмь хлеб жизни» — Ин. 6:48).

flam005

НАСЕКОМЫЕ И ЖИВОТНЫЕ.

Часто рядом с букетом пионов и роз мы можем видеть бабочку, это символ бессмертной души, в случае с пауком мы можем говорить о скупости, ящерица и змея олицетворяли коварство, устрицы, как правило, привносили сексуальный подтекст, а раки символизировали мудрость.

flam006

Цифровая репродукция находится в интернет-музее gallerix.ru

ДРУГИЕ АТРИБУТЫ.

Атрибуты очень важны, они, по сути, ключ к прочтению натюрморта. Как правило, они отображают либо мимолетность мирских утех и радостей, либо демонстрируют статус в обществе, богатство – раковины, серебряная посуда, кувшины, ткани, но, тем не менее, подчеркивают, что ничего из этого не остается с вами после смерти.

К примеру, бокал вина, который также частый гость на натюрмортах фламандских мастеров. Само по себе вино в бокале, говорит о грехопадении, если стакан полон, то это демонстрирует бурную и насыщенную во всех смыслах жизнь, но стоит добавить хлеб и рыбу и мы тут же угадаем религиозный подтекст и поймем, что речь вероятнее всего идет о причастии.

Пустой же бокал, либо опрокинутый, как и погасшая курительная трубка, говорят о том, что жизнь человека подошла к концу  и скорее всего снова отсылает нас к бренности бытия.

flam008 flam009

ЗАДНИЙ ПЛАН.

В натюрмортах задний план иногда важнее главного изображения, по сути, это в своем роде тайнопись, которая либо подтверждает сложившийся из различных элементов образ, либо придает ем совершенно иной, противоположный смысл.

flam010

Если не касаться цветов, то ярким примером тому служит картина «Мясная лавка» — Питера Артсена, где мы видим обилие самых разных мясных продуктов, однако стоит присмотреться и мы видим среди бесконечных яств две рыбы сложенные в виде креста, а еще выше библейскую сцену описанную в Евангелии от Матфея — бегство Иисуса Христа и его семьи в Египет, мы видим, Деву Марию, которая протягивает еду голодной девочке, в добавок к этому в правой части картины можно заметить сцену в таверне и разбросанные вокруг устрицы, о которых мы говорили выше, как о символе, имеющем сексуальный, эротический подтекст.
Картина обретает новый, совершенно иной смысл и рассказывает нам о грехопадении и мимолетности мирской жизни, наполненной совершенно бессмысленными, эгоистическими поступками и деяниями.

Наверняка, это лишь малая часть существующих символов и тайн сокрытых в работах великих мастеров, украшающих сегодня самые известные галереи мира и очень хочется надеяться, что данная статья не только утолит жажду любопытства, но и послужит отличным источником вдохновения.

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

X