Продолжаем наше путешествие по Латвии и в этот раз мы хотим познакомить вас с замечательным флористом и человеком. Чувственной, открытой и беззаветно любящей природу и свою профессию — Агрой Маулане.

— Агра, расскажите, как в вашей жизни появилась флористика?

— Ой, это было интересно.  Я работала в Доме Культуры, в деревне, но в жизни что-то меняется и сам ты меняешься, и я просто почувствовала это. Я искала занятие, где мне не нужно было ходить в кабинеты к людям, просить, уговаривать их о чем-то. Я хотела независимости в своей работе, чтобы я делала это своими руками, так как я это вижу и то, что идет от моей души. Тогда, я спросила совета оттуда, сверху (показывает пальцем на небо), и спустя какое-то время попала в школу флористики.

— А насколько трудно было вот так, изменить род деятельности и фактически жизнь?

— Раньше в эту школу принимали людей только с определенными навыками, тех, кто занимается садоводством, ландшафтным дизайном, разведением цветов, но я была совершенно из другой сферы и когда я пришла в школу – мне сказали, что меня не примут и, что это невозможно. Уходить я отказалась и пригрозила, что если меня не примут в школу, то я застрелюсь и вы будете виноваты в моей смерти (смеется).  Вот, так тоже было, сейчас это кажется смешным, но одновременно хочется плакать, когда я вспоминаю об этом.

— Было сложно?

— Было интересно. Это был первый подобный курс, где были люди разных профессий, разного характера и мировосприятия.  Для всех нас это было первое прикосновение к флористике. И когда ты начинаешь заниматься флористикой, твое восприятие природы меняется. Ты начинаешь по другому  смотреть на окружающий нас мир. Это невозможно передать словами, нужно почувствовать.

— Вы очень давно работаете в цветочном бизнесе, скажите, а как менялась флористика за эти годы.

— О да, я работаю уже 21 год. За это время, конечно, флористика очень сильно изменилась. Раньше это было для людей нечто совершенно новое – заказать букет было необычно уже праздником и забирая его, человек как будто прикасался к чему то необыкновенному. Теперь,  люди путешествуют по миру, много видят, у них выработался вкус и предпочтения и они больше не бояться это высказывать. Меняемся и мы сами, и наши работы. Ведь мы постоянно учимся, ищем что-то новое. Цветы повсюду одинаковые и мы, как флористы, можем только передать через них свое ощущение природы в виде каркаса, манжета сделанного своими руками.

— А вообще, с опытом, насколько легче стало находить общий язык с клиентами?

— Знаете, самое главное найти общий язык с человеком, когда мы говорим об одном и том же, то возникают очень интересные идеи. Даже если человек на первый взгляд говорит какую-нибудь глупость, все равно важно постараться услышать и понять его, и тогда все обязательно получится.

— То есть важно доверие между клиентом и флористом?

— Когда я была молода, я этого не понимала, а ведь у каждого пришедшего за цветами есть своя мечта и наша задача ее реализовать исходя из текущего времени года, рассказать, например, о прекрасных маках. Это не всегда удается, но из этого тоже мы извлекаем уроки.

DSC_3287 (Copy)

— А вы можете вспомнить свой первый рабочий день в цветочном салоне?

— Да, я ехала из деревни и везла очень много природных материалов, а  потом от волнения долго не могла найти, где же находится этот магазин (прерывается и смахивает слезы) И вот я там, на месте, беру в руки свой первый цветок, это был антуриум и я думаю – Боже, какой он дорогой, а если я сломаю его, или не смогу правильно вставить в букет. Я очень боялась, ведь курсы есть курсы и практику они не заменят.

И я тогда, чувствовала себя первооткрывателем, мы все себя так чувствовали. Но мы делились опытом, звонили друг другу и спрашивали, как делается, то и другое.

А еще помню первый рождественский венок – сижу и плачу, не понимаю, как мне клеить, что делать. Но жизнь так устроена, что ты встречаешь людей, которые даны тебе свыше.  И вот тогда, в тот момент, к нам заглянула флорист из соседнего салона, она помогла мне и я была ей невероятно благодарна.

Это наверное старость (смеется), но вот вы меня спросили о первом дне, а мне на ум приходит столько воспоминаний. На рождество было много заказов и днем ты работаешь с живыми цветами, а ночью делаешь венки. И вот однажды я просыпаюсь, потому что у меня все болит, оказалось, что я заснула на венке и раздавила его.

Но не смотря на все это в нашей профессии есть одна ягодка. Мы переживаем заранее все события и рождество, и свадьбы, и похороны.

Флористика в Латвии, она отличается от флористики в других странах?

— Я думаю что да, мы в Латвии, Эстонии, может быть Литве, очень много работаем с природным материалом.

— Сейчас очень много флористов, которые немного путают свои обязанности, все больше увлекаясь дизайнерским оформлением и прочими подобными вещами. В чем же изначально состоит задача флориста на ваш взгляд?

— Моя задача показать красоту цветка и самой природы. Что бы люди увидели, какая красота их окружает. Время летит быстро и возможности увидеть это совсем мало и вдруг, человек заходит к нам и удивляется, как красиво – это самое приятное в нашей работе.

— От предыдущих выпускников, да и от теперешних тоже, часто можно услышать, что вы очень строгий преподаватель. Почему такое мнение о вас, как вы думаете?

— Лучше спросите их (смеется). Я думаю, что если они выбрали эту работу, то они уже сейчас должны почувствовать, что она совсем не легкая. Нужно думать быстро, делать быстро и невозможно с одним букетом возиться полдня. Время летит. Есть 5 минут на букет, значит нужно сделать его за эти 5 минут. Если клиента нет, делай каркасы, делай манжеты. Может быть я строга, но и меня учили именно так.

— Раз уж мы коснулись вопроса времени, то очень часто  говорится о, так называемом, тайминге.

— Да, время это деньги. Если ты хочешь создать что-то интересное, ты должен тратить свое личное время, но для коммерческого флориста это большая роскошь.

DSC_3317 (Copy)

— А какими навыками должен обладать коммерческий флорист?

— Быстро работать. Чувство юмора – ведь ты встречаешь разных людей и найти подход к каждому из них не всегда легко, особенно сердитому флористу. Ну и конечно, нужно обладать большими знаниями, чтобы иметь возможность найти, что предложить клиенту.

— Вообще, насколько важно образование для флориста?

— Представьте дерево без корней, оно не будет расти и развиваться, так и здесь, с учебой, если есть база знаний, то дальше ты можешь развиваться самостоятельно. И даже мастер-классы больших мастеров не будут иметь смысл, если ты не владеешь основными навыками.

Кроме того, все очень быстро меняется в нашей профессии, появляются новые материалы, тенденции и всегда нужно учиться новому.

— Ну а может учебу заменить практика?

— Да, если рядом с вами работает хороший мастер. Но,это очень трудно.

— А когда наступает момент, когда флорист может сказать – стоп, хватит, я знаю достаточно?

— Я не думаю, что есть такие. К тому же, наша профессия удивительна тем, что есть много веток и сколько бы ты не развивался, будет новая и новая ветка, опять же, как дерево, о котором мы уже говорили.

— Скажите, чем, кроме флористики вы увлекаетесь?

— Еще?! (смеется) Раньше меня очень увлекали разные флористические праздники. Вентспилские ковры, Лиго, но сейчас у меня на это совсем мало времени. Но это очень приятно, много людей, флористов, музыка, это все очень красиво.

Я очень люблю Рождество. Мне кажется что-то происходит там , наверху и это праздник не только для нас, но и для всяких шишек и прочих «фигнюшек», которые я вставляю в венки тоже праздник. А когда Рождество наступает, я становлюсь счастливой и мне больше ничего не хочется.

— У нас есть традиционный вопрос о любимом инструменте, без какого вы не обошлись бы?

— Ножницы наверное. Вообще у флориста должен быть хороший инструмент, он придает уверенность и спокойствие в работе. Обычно, я покупаю их на выставке в Эссене, там всегда хороший выбор.

— Бывают ли случаи, когда клиенту нужно сказать «нет» и стоит ли этого стесняться?

— Да. Бывает, когда ты чувствуешь, что не идет разговор с клиентом, лучше сказать, что рядом много хороших салонов и может быть вам помогут там с выбором. Не надо стесняться, уважайте себя.

Я могу рассказать случай, когда пара сделала заказ и муж, забирая букет начал придираться к размеру, форме, хотя с его женой мы все это очень долго обсуждали и четко оговаривали. Когда я показала ему записи, он согласился, но я отказалась отдавать ему букет. В итоге моя коллега уговорила меня отдать ему букет, но я сказала, что видеть его в нашем салоне больше не хочу. Но это был один раз (смеется) я не запомнила мужчину, но прекрасно помню этот букет – он был замечательный.

— А вы всегда довольны своими работами?

— Нет. Очень редко. Когда я училась в Таллине, я всегда делала такие маленькие, маленькие работы и букетики. И тогда, мой учитель Индрек сказал – Агра ты в группе самая большая, а делаешь самые маленькие работы и мне стало так стыдно (смеется). С тех пор я всегда стараюсь делать большие работы.

Скажите, а есть стиль, или направление во флористике, которое вам особенно близко?

— Да у меня есть фавориты – Элли Лин, Даниель Ост. Кроме того, я очень люблю своих учителей – Тайво Пиллера и Индрека Каели. У каждого можно что-то взять для себя и я радуюсь и восхищаюсь  тому, что они делают, и как.

— Элли Лин будет на чемпионате мира с большим показом, а вы едете в Берлин? (беседа состоялась за неделю до чемпионата мира)

— Да поеду, буду болеть за эстонца – Ахти Лира. Наверное, так (смеется). Но мы все, флористы дружим и я думаю, что встречу много знакомых, поэтому, надеюсь, что будет интересно и красиво, немцы знают толк во флористике и умеют делать праздник.

— А для флориста важно участвовать в конкурсах?

— Да. Обязательно. В этот момент ты понимаешь, что можешь, а чего нет. И это огромный опыт и возможность посмотреть на остальных. Но это трудно, в первую очередь эмоционально.

— С высоты вашего опыта, скажите, какие черты характера должны быть присущи флористу?

— Надо любить. Надо уметь любить работу, природу, то, что ты делаешь. Научиться можно всему, но важно делать это с сердцем. Нужно смотреть за природой и думать, что она подскажет.

— Многие начинающие флористы видят эту профессию, как нечто сказочное, а себя представляют настоящими  цветочными феями. Так ли это в реальности?

— Да, часто я слышу от людей, которые заходят в салон – Ах, какие вы счастливые. У вас такая замечательная работа! Да, она красивая. Но насколько красива, настолько и тяжела.

— Но если так трудно и будь у вас возможность начать все сначала, вы бы выбрали снова путь флориста?

— Думаю что да. Только, наверное, открыла бы свой салон. Потому что есть мечты, которые хочется реализовать.

— А у вас есть любимые цветы?

— Мне раньше очень нравились каллы, но время идет и это размывается, у одних цветов тебе нравится форма, у других цвет, у третьих запах – каждый из них хорош по-своему. Своим студентам я всегда говорю – Девочки, посмотрите на цветок, какую красоту Бог нам дал и вам нужно просто смотреть и цветок сам скажет что с ним сделать. Мы как дети, которые играют в песочнице, только вместо песка у нас цветы.

— Но вы ведь работаете с цветами каждый день. Вы устаете от них?

— От цветов – никогда. От людей иногда.

— И в чем тогда ищите мотивацию и вдохновение?

— Я пою (смеется). А раньше танцевала. А  вообще, природа самая лучшая мотивация. Иногда я чувствую счастье, когда беру в руки просто землю. Она дает мне силу. Ну и конечно, очень сильно мне помогают друзья и я очень рада, что я могу позвонить в любое время друзьям, и спросить совета не только о работе.

— Что по вашему идеальный букет?

— Его нет! (смеется) На самом деле все просто – форма, цвет, движение и выбор материала и все. Но ведь каждый по своему видит и думает, и что будет идеально для меня, может оказаться совершенно обычным для другого.

— Ну и в конце, по традиции мы просим флористов пожелать что-то тем, кто только начинает заниматься флористику и познавать ее азы.

— Полюбить… Полюбить эту профессию. Хоть она и нелегкая. Ну и конечно, учиться, учиться, учиться. На это нужно много сил. Сразу не будешь художником. Но представьте себя цветком – сначала вы бутон, потом он раскрывается и в конце показывает всю свою красоту.