АФ

Мар 21 • 1228 • Комментарии к записи Интервью: Наталья Жижко: «Я чувствую себя счастливой, когда вижу результат своего труда» отключены

Интервью: Наталья Жижко: «Я чувствую себя счастливой, когда вижу результат своего труда»

Шоу "Ночь вдохновения" помимо того, что это яркое, грандиозное шоу, для нашего журнала еще и возможность пообщаться с ведущими флористами. В этом году нам удалось встретиться с замечательной Натальей Жижко и задать ей интересующие нас вопросы.

Наталья, вы родились в Эстонии. Пресса этой страны с каким-то сожалением относится к вашему переезду в Россию. Расскажите о переезде и о том, как стали флористом.
- Я переехала в Россию после школы, поступила в университет на биологический факультет. С этим и был связан мой переезд. Изначально я не планировала оставаться в России, но пока я училась, произошли многие вещи. Я узнала о флористике, устроилась на работу и стала заниматься цветами. Конечно, когда я достигла определённого карьерного «потолка» в Томске, то встал вопрос о дальнейшей занятости. Поэтому я переехала в Москву – место, которое дает больше возможностей для роста, путешествий, работы. На этом этапе возвращение в Эстонию уже не рассматривалось.

И при этом вы были чемпионом Европы от России.
- После победы я много думала – я родилась в Эстонии, сейчас я живу в России, моя мама татарка, папа католик по белоруско-польской ветке. Все это делает мой уровень восприятия в значительной мере мультикультурным. Но выросла я в Эстонии, стране скандинавского дизайна, в среде минимализма, где людям присуще внутреннее чувство вкуса и гармонии и конечно же большая доля моего успеха именно в этом.

DSC_6493
Раз уж мы заговорили о вашем отсутствии на чемпионате мира – 2016. Вы ведь были в числе того скандального письма в адрес Interflora?
-Я была его автором. Это был мой внутренний порыв. Мне захотелось написать письмо, почему я не принимаю участие в отборочном конкурсе. У меня была предварительная договорённость с Interflora Russia. Мы вели переговоры и они согласились, что я буду представлять Россию. За это они хотели, чтобы я проработала линию дизайна для Interflora. Прошёл месяц, мы начали готовить фотосъёмки, я рассказала половине Европы о том, что еду на чемпионат и вдруг выяснилось, что будет конкурс и условия участия в нём для меня неприемлемы.

Почему?
- Это ни в коем случае не ниже уровня моего достоинства. Просто садиться играть в карты с шулерами смысла нет, иначе потом придется плакать и доказывать что тебя обманули.

Как Интерфлора аргументировала свой ответ? Ведь насколько мы помним трое победителей того отбора в итоге заняли на чемпионате мира три последних места и трудно поверить, что организаторы не хотели видеть сильного участника на своем конкурсе.
- Выходит не интересно.

DSC_6554DSC_6698

Хорошо. Оставим эту тему. Расскажите о проекте Tridvornova art-бюро. И вашей роли арт-директора.
- Мы работаем с Татьяной уже больше тринадцати лет. Проект Tridvornova art-бюро – это наш совместный бизнес, мы в нём партнёры. Это удивительное сотрудничество, которое переросло в дружбу, нарушающее все законы бизнеса. Это сложная комбинация для двух творческих людей, но у нас с Татьяной разделены сферы деятельности в компании и мы самодостаточны. Татьяна – гениальный менеджер. Это то, что она любит и делает это честно и от души. А я люблю работать с цветами. Есть определенные трудности (смеется), но в целом мы плодотворно и долго сотрудничаем.
Ваш первый конкурсный успех был в Киеве. Хочу спросить, как флорист принимает решение ехать и соревноваться с другими флористами?
- Неуверенность (смеется). Желание показать то, что ты на данный момент представляешь из себя как творческий человек. На первом конкурсе мною двигала абсолютная неуверенность в себе. Я подумала о том, что если есть такая возможность и есть такие прекрасные люди, как Инна Петренко и Марианна Дебчинская, которые организовали конкурс, я поеду на конкурс, сделаю всё, что могу и пусть мне скажут, нужно ли мне продолжать развиваться во флористике, или ехать обратно в Томск, складывать хризантемы в целлофан.

DSC_6514
Помните ощущения той победы?
-Было много мелких проблем с которыми я в тот момент столкнулась - «не пришло», «не того цвета», «не в то время», то есть вся вот эта вот каша начинающего флориста. И вот, когда я сидела посыпая голову пеплом вела с собой диалог на тему «куда ты вообще приперлась, ведь вокруг одни гении, у которых все красиво», меня позвали на сцену и дали мне первое место.
Именно это подтолкнуло меня к переезду в Москву. Когда случилась первая значимая для меня победа, я подумала: «Нет, это случайность. Мне показалось. Надо ещё раз проверить». Только постепенно я научилась к конкурсам относится не как к поединку, а как к возможности представить своё творчество, не думая о результате.
В Чехию, на чемпионат Европы вы ехали именно с таким ощущением?
-Да. Мне хотелось увидеть свои работы. Я хотела все свои работы увидеть в итоговом варианте. Была задача показать максимум, на который ты способен в данный момент. Большое счастье, когда то, что ты делаешь, бывает понятым. Оценено, значит, понято. Значит, ты смог передать человеку ту мысль, которую воплотил в своей работе.

Вы участвовали в чемпионате России 4 раза. Складывается такое ощущение, что в тот период, когда Вы соревновались, в конкурсе участвовало большое количество сильных флористов. Сейчас тенденция такая, что победитель чемпионата больше в нём не участвует. Не кажется ли Вам, что чемпионат России теряет свой статус из-за этого?
-Причина в изменениях нынешнего времени. Понимаете, мой ребёнок школу закончил, а я его ни разу не отвела за руку на День знаний, потому что это всегда совпадало с конкурсом.
Постепенно наша большая группа флористов и непосредственно участники чемпионата выросли их этого соревновательного движения. Для тех, кто принимает участие сейчас, возможно, это связано с их жизненной позицией. Я не думаю, что отсутствие победителей прошлого Чемпиона на нынешнем понижает уровень конкурса. Произошла смена, когда одна «волна» отхлынула, а вторая только набирает силу. Я уже вижу новых, сильных, растущих конкурсантов. Сейчас больше возможностей: можно поехать на какие-то соревнования в Европу. Раньше не было такой возможности, и мы просто ходили по кругу пока не нашлись «двери».
Ну и есть определённые причины, которые не позволяют людям так безрассудно тратить деньги. Потому что когда участвовали мы, зачастую компании, цветочные организации, салоны были спонсорами. Флористы имели перед ними определённые обязательства. Сейчас же все участники чемпионата сами закрывают этот финансовый гештальт. Это стало более финансово накладно. Поэтому это тоже влияет на многих возможных участников чемпионата.

DSC_6773 DSC_6920
Анна Попова дважды занимала 2 место. Как Вы считаете, чего ей не хватило для победы?
- Анна Попова невероятно талантливый и целеустремлённый человек. Я бы сказала, что это первый осознанный случай в моей практике, когда я целенаправленно стала работать с человеком как с учеником. Она сама пришла и сказала: «Наташа, я хочу, чтобы Вы готовили меня на конкурс. Можно?» Хотя такие предложения были и до этого и я считаю, что принимала непосредственное участие в творческой судьбе Павла Черняка, Ирины Голубевой и многих других. Многие приходили и просили, чтобы я им помогла в подготовке, но я всем отказывала. Но Аня стала исключением. Я ей сразу сказала «да», даже не подумав. Это получился достаточно интересный опыт. Её работы выдающиеся и выделяющиеся. Что ей не дало победить? Думаю, невероятное стечение обстоятельств.
Я участвовала в чемпионате России много раз. Для меня это всегда был конкурс с невероятным эмоциональным подъёмом. В какой-то момент я бросила флористику на 2 года, потому что не понимала, откуда такие низкие баллы. Всегда был подъём и срыв. Когда я победила, меня захватила идея, которую я хотела реализовать. Знаете, чтобы не проиграть в войне, нужно в ней не участвовать. Чтобы победить в конкурсе, нужно не соревноваться. Думаю, Ане чуть-чуть не хватило этой внутренней свободы. Но ведь есть и положительная сторона - благодаря этому, мы скоро снова увидим Анну Попову на чемпионате России.
В интервью нашему журналу Анна Попова сказала (скорее, в шутку), что ревнует Вас к азиатским студентам. Потому что Вы стали им отдавать слишком много энергии и творческих сил. Почему мы часто видим Вас в Азии?
- Знаете, вокруг много дверей, но войти можно только в ту, которая открыта. Часто приглашают, поэтому еду. Азия – это какое-то открытие для меня. Полтора года назад я попала в Азию в первый раз и была приятно потрясена. Там бьётся пульс всей планеты.
И флористический вектор уже там?
- Уже там. Это не спящая Европа, это не Центральная и Южная Америка, которая занимается флористикой как хобби для домохозяек. Это не Северная Америка, которая на своей волне. И это даже не Скандинавия, которая богата гениями и чемпионами флористики. В Азии есть такая энергия, позитив и такой интерес к флористике. У них совершенно по-другому работает мозг. Они сначала оттачивают технику. Для них флористика как работа, а не хобби. Всё воспринимают без обсуждений и как инструкцию к действию: берут и сразу делают. Если в Азии на занятии показать, например, две работы и сказать выполнить любую, они успеют сделать две работы. С каждой работой они подойдут, спросят, выслушают все комментарии, пойдут и переделают. Они полностью сосредоточены на том, что делают. Также меня поражает их культура. Если ты у них что-то попросишь, они непременно это отдадут. Потому что у них считается, что если человек просит, значит, ему нужнее.

DSC_6886
Сможем ли мы догнать их когда-либо в конкурсах?
- В конкурсном движении они не так сильны, хотя ворвались в элиту, наверное, сегодня им немного не хватает опыта участия, очень скоро они поймут на какие грабли не стоит наступать и начнут крепчать. Южная Корея и сейчас представляет большую мощь. И это не только Алекс Чой, а целая плеяда отличных флористов.
Ну и когда я попала в Сеуле на цветочный рынок, то поняла, что лучше ничего не видела. Я поняла, как Алекс Чой работает с этими мелкими цветами - у них это обычный ассортимент, это тот материал, которым они живут.
Но отвечая на вопрос, я еще приведу слова Грегора Лерша, который считает, что лишь мы и флористы из Азии не потеряли страсть к флористике.
Вы сказали о семье и детях, с которыми не так много времени получается проводить. Как все-таки удаётся поддерживать баланс работы и семьи?
- Конечно, сложновато. К счастью дети находятся в таком возрасте (19 и 13 лет), когда мама, сидящая у них на голове, это не то, что им надо. Я очень рада, что они с поддержкой, уважением и интересом относятся к тому, что я делаю. Сейчас мы нашли нужный баланс и даже я начинаю по ним скучать больше, чем они по мне (смеётся).

DSC_6927
Ваша работа - «Цветочная карусель» покорила всех. Расскажите, пожалуйста, про эту идею?
- «Карусель» – это история про эмоциональный аспект цветочного дизайна. Это то, что я поставила себе как цель. Я понимаю, что первая «Карусель» с точки зрения флористического дизайна далека от совершенства, но сама концепция заключается в том, что цветочный дизайн менее понятен, если ты привязываешь это к какому-то эмоциональному аспекту.
Меня пригласили сделать центральную инсталляцию и я начала думать: «Что является местом встречи?»
«Карусель» – это история про место встречи, возможность вернуться в детство, это такой понятный эмоциональный эффект для всех. Все, кто это видит, испытывают приятный эмоциональный прилив. Также присутствует философский аспект в том, что наша Земля – тоже вращающаяся карусель. Я хотела воплотить не только эмоциональность дизайна, но и интерактивность. Поэтому у нас появилась фотозона. Каждый, кто входил, вступал во взаимодействие с ней, а эти эмоции были самыми настоящими. Это была наша фишка, которая меня очень обрадовала.
Вторая «Карусель» была сложнее с точки зрения флористики. Я привезла сто метров пластика из Китая специально для этого проекта. Из него мы сделали купол с электрическими гирляндами. Мне кажется, что это для мероприятий, для общественных пространств, для выставок. Ведь человек не просто посмотрел и прошёл мимо, он остался, сел, рассмотрел, отдохнул. Я даю человеку в этом пространстве побыть. Это то, над чем я хочу ещё экспериментировать и продолжать делать.

DSC_6987
Несмотря на то, что Вы делаете такие проекты, достигли больших успехов в конкурсах, у Вас идеи всё ещё не кончаются и мотивации полно? Где Вы ищете мотивацию?
- Результат – это мотивация. Я чувствую себя счастливой, когда вижу результат своего труда.
И в конце, ваш совет всем начинающим флористам, или тем, кто находятся в творческом поиске.
- Просто делайте. Не надо думать, зачем вам это нужно. Просто берите и делайте.

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

X