Кофе-брейк с Анастасией Иваш (салон VekaKvetka)

Мы хотим презентовать вам новую рубрику -«Кофе-брейк», в рамках которой, мы будем встречаться интересными людьми, чье мнение авторитетно и познавательно в различных сферах, которые напрямую относятся к флористике и цветочному бизнесу, или же косвенно пересекаются с ней. Нашим первым гостем стала Анастасия Иваш — владелица успешного проекта «VETKA-KVETKA».


Доброе утро, Анастасия. Рады видеть вас у нас в гостях сегодня утром. Скажите, вы жаворонок или сова?
— Доброе утро. Сова, поэтому, мой день, обычно начинается не так рано, как сегодня.

И с чего он начинается?
— Чаще всего я еду в нашу розничную сеть, если нет, то это встречи с партнерами, закупки, командировки…

Где вы учились флористике?
— В школе Николь, двухгодичный курс, без одной сессии и экзамена. У меня просто нет физически сейчас времени на это. Не знаю,… Может быть через пару лет.

Расскажите, как появилась идея создать цветочный салон «VETKA-KVETKA»?
— Этому проекту всего лишь два года. До этого был другой проект тоже связанный с цветами, но без особенного нейминга. Это был магазин, который я открыла четыре года назад, после декретного отпуска. Мне хотелось открыть что-то для души. Это был такой хобби-проект для девочек, я думаю, так появляется большинство салонов у нас.

nastyaiv-19

А как появилось название?
— Это был копирайтинг. Был определенный бриф и в соответствии с ним, нам предложили название. В прошлом я рекламист, поэтому мы подошли к этому делу профессионально.

Расскажите, сколько людей стояло у истоков проекта?
— Двое, я и мой финансовый партнер

Вы можете описать вашего клиента?
— На самом деле, это сложный вопрос. Сейчас у нас два салона. Студия в ТЦ «Европа» и цветочный бар на Янки Купалы, и это две разные аудитории. И если клиентов студии я представляю, то бар – это массовый проект, возможно, там есть немного молодежи, которых привлекает стилистика, но также туда приходят и взрослые люди и бизнес-клиенты.

Были ли трудности, с которыми вам пришлось столкнуться, за эти два года?
— Первый проект был моим личным, авторским, я четко чувствовала целевую аудиторию и это было моим хобби. Я относилась к нему очень бережно и трепетно. Второй проект, стал более коммерческим, уходом от авторской флористики и желанием двигаться куда-то дальше в сторону розничной сети.

nastyaiv-41

В чем разница между этими подходами?
— Разница очень большая. Если мы говорим об авторской флористике, то это значит, что у вас будет один проект, над которым вы будете самостоятельно работать и дальше никакого роста не будет.
Коммерческая флористика должна быть рассчитана на массового покупателя и фактически работать без вашего постоянного надзора и даже участия.
Вы выбираете проходимое место, формируете ассортимент.

И вы выбрали второй путь?
— Да, я стараюсь сейчас уйти от авторской флористики.

nastyaiv-14

Про вас можно сказать, что вы фигура достаточно закрытая и вас редко можно встретить на каких-то общих флористических мероприятиях. Почему так получается?
— Честно говоря, у меня на это просто нет времени. По этой же причине я не смогла принять участие в чемпионате Беларуси. Я понимаю, что соперничать с нашими известными флористами, которые много времени уделяют самообразованию трудно, но мне хотелось поучаствовать, просто, для себя.

Иначе говоря, наше мнение ошибочно, вы следите за большими событиями?
— Да, даже если я не успеваю, я стараюсь сбрасывать своим девочкам информацию о том, что и где происходит. Я хочу, чтобы они видели в каком социуме они работают и как-то выходили за пределы магазина.

И как вам общее впечатление?
— Как организатор различных рекламных мероприятий, я четко вижу недоработку площадки и зрителя. Посмотрите, как это делают в Европе – старинные замки, где все работы видны в удивительной атмосфере. Флористику нужно продавать в стоящем месте, а не в помещениях без подсветки, где зрители стоят в пять рядов.

На ваш профессиональны взгляд, как человеку решить, стоит ли открывать свой собственный цветочный бизнес?
— Нужно определиться, либо вы предприниматель, либо творческая единица. Совмещать не получится.

nastyaiv-65

Что вы посоветуете всем тем, кто все же решился?
— Девочки, которые приходят ко мне на занятия часто задают этот вопрос. Тогда я спрашиваю, есть ли у них финансовое образование. Я уверена, что должен быть бизнес-план, где написаны цели и задачи. Либо это ваше хобби, либо вы хотите этим зарабатывать. В большинстве случаев у людей нет четкого представления о том, что они должны получить от этого, кроме как поменять надоевшую работу, выйти из дома и так далее. Но это большая плата за хобби. Времени не остается просто ни на что. Тем более, для них будет сложно работать по четкому графику, ведь все это опять превратится в рутину.

И что делать тем, кто рассматривает это как хобби?
— В таком случае, лучше работать в какой-то своей, закрытой студии, со своими клиентами. Мне кажется это путь, по которому идут европейские флористы, хотя бы взять Френки Боллинга, которого приглашал в Минск «Дом флориста», его концепция примерно такая же. Он не делает заказы в присутствии клиентов из тех материалов, которые они захотят. Это авторские букеты, за которыми приезжают уже даже дети его первых клиентов. Это авторская флористика.

Насколько реально это у нас?
— Возможно, главное, чтобы было что показать.

Думаете у нас есть флористы, которые могут это предложить прямо сейчас?
— Мне кажется, что нет… Из того, что я вижу, я не могу отличить букет одной студии от другой. У одних пионовидная розочка и у других, у одних коробочка и у других тоже. У нас нет авторства, никто даже не плетет каркасы, а ведь это важно для авторской флористики. Мы, конечно стараемся, чтобы у нас были такие букеты на витрине.

Это мода? Все эти бесконечные коробочки и пионовидные розы?
— Это массовый продукт, который вы должны продавать, если хотите зарабатывать.

Коробки – это, по-вашему, флористика?
— Коробка коробке рознь, но это ведь тоже такая декоративная форма.

Отрезать стебель под самый бутон – не кажется ли вам это надругательством над материалом?
— Да, показать стебель не менее важно. Роман Штенгауэр в интервью говорил, что ему интереснее показывать красоту стебля, сам цветок красив и без нас. Но, я вам могу сказать, что большинству покупателей коробочки нравятся.

nastyaiv-52

А вообще, как выглядит ваш ассортимент?
— Конечно, это букеты разной ценовой категории, также мы разделяем букеты условно на те, которые, как я говорю, понесут в Министерство, на свидание и подарят мужчине. Вот три основные вида букетов.
Главная ошибка девочек, которые открывают салоны в том, что они думают, что их целевая аудитория такие же девочки как они.

У вас покупают цветы россыпью?
— Очень редко, но в этом есть как плюсы, так и минусы. Мы завязаны на клиентах, а те, кто продает россыпью — на ассортименте, и если нет, условных белых хризантем, то для нас это не проблема, а для них — катастрофа и падение продаж. Но я, к примеру, совсем ничего не знаю о цветах, которые можно продавать россыпью, а это ведь целое искусство.

Как вы отбираете персонал?
— Найти флориста в студию очень тяжело. Что касается в целом, то мы же не занимаемся составлением букета все время. Большая часть – это приемка и тому подобное, поэтому мне нужен хороший продавец, который может грамотно общаться с покупателем, ну и делать более или менее достойные работы в нашей стилистике.
Иногда я прошу составить мужской букет и большинство не понимает, как это сделать.
Часто на собеседовании мы спрашиваем, как человек относится к критике, мне важно, чтобы человек мог меняться, подстраиваться и делать работу по техническому заданию. Если человек готов встроить себя в эти рамки, если у него есть драйв, желание продавать, то мы, скорее всего его возьмем.

Вы замечаете, как прогрессируют ваши работники?
— Я считаю, что новичок, пришедший к нам, за год может вырасти в нормального флориста. Даже в школе «Николь» мне говорили, что букеты нас собирать не учат, потому что это должны делать старшие флористы в салоне. Но, конечно, попасть в хорошую среду, к опытному человеку – большая удача.

При приеме на работу, вы отдаете предпочтение опытному флористу, или начинающему?
— Оптимально, это опыт – три года. Производительность, скорость – это очень важно. На любой букет не должно уходить больше, чем полчаса времени. Учить с нуля – очень тяжело.

nastyaiv-45

Вы следите за таймингом у себя в салонах?
— Да, мы работаем по таймингу. У нас есть тайм-щиты и флорист за день должен успеть многое. Мы даже отдаем предпочтение девушкам с детьми, потому что они более организованные, справляются с кучей дел, в отличие от 25-летних девочек, которые живя одни, не успевают даже собрать «ссобойку».

Что для вас цветы?
— Это произведение искусства природы. Я отношу себя к тем людям, которые относятся к цветам бережно и все мои работники это знают.

Вы видите «VETKA-KVETKA» в будущем, как большую сеть?
— Пока меня устраивает то, что есть сейчас. Минск небольшой город и нам хватит двух салонов. Мы рассчитываем на центр города, где много социально активных людей, тем более, что мы работаем круглосуточно. Если мы откроем еще салоны, то они уже будут конкурировать с существующими. А спальный район – не наш формат. Заниматься же регионами мне кажется хлопотно в плане управления.

В Европе, как правило, цветы не ставят в холодильник, которых часто даже просто нет, почему у нас иначе?
— Это наша специфика. Хотя, мы также стараемся не закупать цветы на две недели вперед. Мы не делаем резерв. С нашей проходимостью мы продаемся полностью за три дня. Иногда, клиенту может показаться, что у нас не очень большой выбор. Возможно, это финансово неправильно и возможно другой управляющий поставил бы работу иначе, но мы выбрали такую политику.

nastyaiv-48

Упаковка. Что со вкусом у нашего покупателя?
— Упаковка, конечно, расскажет и о покупателе и о флористе больше, чем что-либо другое.
Мы стараемся заворачивать цветы в крафт вместе с ногами, чтобы у человека даже не возникало мысли поставить его вместе с букетом в воду. Мы не делаем каких-то уголочков, не используем тишью и стараемся относиться к этому небрежно, технически.
Мое мнение таково, что упаковка имеет право на существование, но не во всех случаях. Представьте, что молодая девушка едет в общественном транспорте, купила букетик для подружки, или для мамы, его упаковали в крафт и она смотрится с этим кулечком очень органично. Но как можно прийти на свадьбу в элегантном платье с такой упаковкой!?

А может быть, это вина флористов, которые пытаются за упаковкой скрыть недостатки знаний?
— Может быть. А возможно, флористу просто лень делать манжет букета, работать с зеленью, а так, мы сделали 30% букета и остальное добавили упаковкой.

А как вам кажется, клиент замечает эти недочеты?
— Я думаю, что нет. Клиент видит цвет, форму, объем, все остальное видите только вы профессиональным, опытным взглядом. Важно еще понимать, что мы продаем не букет, а эмоцию. Вы заряжаете работу своей энергией, улыбаетесь и продаете.

Как вы считаете, велика ли конкуренция сейчас в цветочном бизнесе? Вы ее не боитесь?
— Многие задают мне этот вопрос. Я отвечаю, что если найдется человек способный уделять этому столько времени, сил, средств, сколько это делаю я, то в принципе мы сможем поговорить о конкуренции. Желающих пока не так много.

Похожие Записи

Присоединяйтесь к обсуждению! Комментариев: 1

  1. Саша:

    Однако «салон года» не они.

« »

X