4_0

Авг 22 • 1160 • Комментарии к записи #ОСВАДЬБАХ Ты просто космос, Стас! Интервью со Стасом Зубовым отключены

#ОСВАДЬБАХ Ты просто космос, Стас! Интервью со Стасом Зубовым

Авторская колонка Инны Фицнер

Если бы я была ведущей развлекательного ток-шоу, а герой моей колонки его гостем, то представила бы я его примерно так: «Человек, про которого смело можно сказать: «Ты просто космос, Стас!»

Гость журнала «Floristicplanet» — яркий, артистичный и неподражаемый Стас Зубов. Флорист с мировым именем, на счету у которого многочисленные победы в конкурсах, участие в международных выставках, публикации в различных изданиях и многолетний опыт преподавания.
В Минск Стас приезжал с семинаром по свадебной флористике, организованным выставочной компанией «ЭкспоСтатус». Наша встреча состоялась накануне семинара. Стас удивил меня своей простотой, открытостью и невероятно дружелюбной энергетикой. Если бы не тайминг, то мои вопросы продолжались бы бесконечно.

— Стас, добрый день! Мы очень рады видеть Вас в Минске. Это ваш первый визит в нашу страну? Какие впечатления?
— Добрый день! Нет, был у вас очень давно. Примерно 1983-84-й год, когда мы были еще единой страной. И пока впечатления хорошие: чисто, красиво и воздух замечательный.
— Для многих Вы легенда российской флористики. И хотелось бы узнать подробнее о Вашем пути?
— Началось все, как всегда, с детства. В Доме пионеров в 6-7 классе педагог театральной студии увлекла нас, меня в частности, японской поэзией. Однажды попал на выставку икебаны, которая проходила при поддержке японского посольства в Ботаническом саду. И потом в 1985 году мне повезло попасть работать в Ботанический сад к преподавателю Елене Сергеевне Саркисовой.
Вообще мне всю жизнь везло с учителями. Поэтому и сам зарядился этой энергией и начал преподавать.
Очень сильное влияние оказало и мое детской увлечение фотографией. Друг отца научил меня фотографировать и проявлять снимки. Я любил выставлять и снимать различные натюрморты. И это как по наитию – все связалось: фотография, натюрморт, поэзия, цветы.

Zubov001 (1)
— Мне известно, что Вы работалиc Вячеславом Зайцевым и занимались дизайном одежды. Расскажите нашим читателям об этом этапе Вашей профессиональной деятельности.
— Валентина Павловна, руководитель нашей театральной студии, любила говорить: «Актером можно быть или не быть, а профессия в руках должна быть». И это было очень правильное наставление. Многие из нашей студии, и я в том числе, пошли потом в швейное училище. И до армии у меня в кармане уже была профессия. И благодаря тому, что учеба у меня была закончена с отличием, после армии попал в студию к Вячеславу Михайловичу Зайцеву.
В Доме моды постоянно оформлялись показы, велись работы по озеленению. Там я начал впервые заниматься икебаной. И в 1985 году я сменил направленность деятельности и ушел в Ботанический сад.
— Вы всегда выглядите стильно и необычно, видимо влияет прошлая профессия? Не скучаете по дизайну одежды?
— Не скучаю – ведь постоянно им занимаюсь для себя. И во флористике тоже было пересечение с одеждой. Все вместе было: и показы, и театральная студия. Ничего никуда не ушло.
— Знания приходили в вашу жизнь самообразованием или же были заложены учителями?

Zubov001 (2)
— Конечно же были учителя. В 1960-м году, когда я родился, в Советский Союз приехал Хироси Тэсигахара. И очень здорово, что именно в Москве организовались первые курсы икебаны. Первые выпускницы этих курсов и стали потом учителями. Очень повезло мне, что учился у Нины Владимировны Наумовой, одной из тех самых первых учениц Тэсигахара.
Икебана – это очень правильное начало. Она учит линиям, чистоте линий, лаконизму. И, собственно, формо-линейный стиль напрямую берет свое начало из икебаны.
— Вы в Минск приехали со свадебным семинаром. А как выглядит свадьба от Стаса Зубова?
— Она бывает разная. Очень много направлений для создания сюжета. Одной фразой и не скажешь.

Zubov001 (3)
— Хорошо, я немного переформулирую вопрос. Если бы Вам дали полную свободу действий и предложили оформить свадьбу так, как хочется Вам. Что бы это было?
— В любом случае это был бы симбиоз форма-линейного и декоративного стилей. Я не выбирал бы одно направление для работы. Это точно была бы интересная смесь. Очень люблю авангард 20-30-х годов и, скорее всего, присутствовал бы именно он.
— На вкус клиентов очень сильно влияет картинка. И очень часто это картинка американской флористики. Многие её копируют, не привнося ничего нового и сегодня просматривая оформления свадеб, часто можно сказать «одно и то же». Что Вы думаете по этому поводу?
— Американцы-то свою флористикуне сами придумали. Это все напрямую заимствовано из натюрмортов художников. Те же самые фламандцы и их цветочные натюрморты – вот откуда все пошло. Американская флористика – это и есть копирование. Но это все пройдет, как и все проходит со временем. И повторяют-то часто от безграмотности, потому что сами придумать ничего не могут.
А если говорить об американцах, то они же взяли свои композиции от англичан. У них в 19 веке садовые композиции характеризовались большими цветочными массами и активными выбросами материала из композиции.Форма полудуги и полумесяца, которая снова популярна сейчас – это заимствовано из дизайна англосаксов.
А вообще копирование было и будет всегда. Вопрос только какое?Ведь в художественной академии тоже есть копирование и штудирование мастеров, нарабатывание техники. Но все нужно делать с головой.
— Важно ли флористу вырабатывать свой стиль и свое лицо, насколько важна узнаваемость почерка? Или же можно быть универсальным и меняться вместе со временем.
— Каждому свое. Если человек претендует на стиль, он с хорошими амбициями, а иногда и не совсем с хорошими, но умеет выскочить в нужный момент — все зависит от человека. Можно быть хорошим мастером, ремесленником и работать на высоком уровне. А можно родиться гением и быть уникальным.
— А вообще флористика для Вас – больше ремесло или искусство?
— И то, и другое. Я не делаю здесь разделений. Так же, как и в портновском деле, ювелирном мастерстве, в любом рукотворном деле – должны быть ремесленники, которые четко выполняют свою работу. Градация в любом виде творчества, на мой взгляд существует. Чтобы найти свою финансовую стабильность – нужно уметь воспитать своего клиента. Хороший ремесленник – он мастер. Мы, все кто работает с людьми, — это можно сказать «служба быта». Ведь мы делаем для людей. Как человек выбирает своего стоматолога, также он выбирает и своего флориста. Но для этого важно уметь заинтересовать, уметь услышать человека. Вся жизнь – это выбор.
— Вы следите за современным свадебным рынком?
-Конечно. За ним невозможно не следить. Ведь это повсюду сейчас.

Zubov001 (7)
— Отмечаете ли что-то для себе положительное или наоборот отрицательное? Что радует глаз?
— Очень радуют меня сейчас корейцы и японцы – высокий уровень, техничность. Это если в общем.
У нас тоже очень много положительного. Много ярких имен среди моих студентов. Но и много такого, что просто пролистывается. Часто картинка повторяется – это неинтересно. И хотелось бы, чтобы студенты, приходящие на семинар к разным преподавателям, не только моментными всплесками воспроизводили что-то одно, но смотрели на все шире.
— Что бы Вы посоветовали молодым людям, пришедшим во флористику. Как развиваться, как искать себя?
— Прежде всего — нужно учиться. И очень большое внимание уделять самообразованию. Без этого никак. Если даже закончили основы флористики, а многим и этого достаточно, для дальнейшего успешного развития. Нужно научиться не просто копировать, нужно научиться действоватьметодологически. К примеру, научившись чему-то одному, я могу сам додумать, как делается другое. Из чего состоит, какая техника – и дальше копать в себе, искать все дальше и дальше. Я ведь тоже каждый раз учусь чему-то новому, в каждом классе, с новыми студентами. Меня сами же студенты учат.
-Ваш стиль преподавания выделяется. И сложно вспомнить классику в Вашем исполнении. Почему так?
— Что касается основ флористики – я их преподаю и там, где нужны классические подходы – они есть. А в общем я придерживаюсь методологии. Чтобы студент понял, как это делается, но дальше шел своим путем. Да и классику в моем исполнении можно увидеть, но я все равно буду стараться привнести в нее, скажем, какой-то яркий акцент, нюанс или какую-то другую фишку, которая будет именно моей.

Zubov001 (6)
— Сейчас очень много преподавателей флористики. И обязательно ли преподавателю иметь свое уникальный почерк?
— Не обязательно. Как в любой системе образования: начальная школа, средняя школа, СУЗ, ВУЗ, так и во флористике – есть «начальные школы» и есть «университеты». И для «университетов», конечно же, важно иметь свое лицо. И это прекрасно, что есть много разного, много учителей. Людям есть из чего выбрать.
— А что ждать студентам от Ваших семинаров?
— Как всегда: взрыва эмоций, взрыва мозга – разумеется, в положительном смысле. И чтобы это прямо в душу запало, чтобы было желание еще дальше учиться и расширять свой кругозор.
При чем не просто, как в американском стиле, когда под рукой тонна цветка. С такой тонной любой красиво сделает. Нужно из ничего уметь сделать шедевр.
-Как флористу влиять на выбор невестой креативного букета?
— Если хотим делать разные букеты – мы должны быть психологами. Грамотно подвести невесту к тому, чтобы получилось словно она сама всегда хотела для себя необычный букет. А это опять же – терпение и любовь к людям. Небезвредно будет почитать книги по психологии. Рынок продаж должен быть грамотным, тонким и ненавязчивым. Если этому не научиться, то всю жизнь можно сидеть и шлепать одинаковые букеты и делать одинаковые каркасы – удавиться от тоски. Невеста, даже если она в десятый раз замуж выходит, трепетно относится к свадьбе. С хитринкой и аккуратно надо действовать флористу.

zubov
— С кем бы вы хотели поработать в дуэте, если бы представилась такая возможность?
— Скорее бы выбрал кого-то из своих учеников. Выбрал бы близких по духу мне людей. Ну а если из мировых личностей – Питер Хесс, единственный с кем бы пошел на такой эксперимент. Я его считаю Учителем с большой буквы, не просто мастером, ремесленником и не просто флористом.
— Может ли флорист расти и развиваться только в теме свадебной флористики?
— Да, а почему нет? Ведь если брать опять же из моды — есть Вера Вонг и ее свадебный наряды, есть Джимми Чу и его туфли. Люди развиваются в одном направлении и достигли таких высот. Свадебная флористика очень обширная: множество стилей, сезонность, различные интерьеры. И опять же – все зависит от человека и того, что ему нужно в его развитии. Если нравится свадьба – не надо себя останавливать.

Zubov001 (9)
-В какую страну Вы бы отправились преподавать не раздумывая?
— В Южную Корею, Сеул. Был там несколько раз в 90-х годах и отправился бы еще. Они очень гордятся своим цветочным искусством, оно старше чем икебана на 200 лет. Цветочное оформление там началось раньше Японии.
-Глядя на многочисленные конкурсы и публикации, в которых побеждают флористы из восточных стран, кажется, что вот-вот и они всех обгонят. Да и количество проводимых там семинаров очень высокое.
— Да, они движутся семимильными шагами. И можно сказать, что где-то и обогнали. У них сейчас просто больше возможностей. Но мы не отстаем. У наших флористов есть уникальные способности и хорошо, что они не утрачены. Мы можем придумывать из малого и в этом нам нет равных.
— Ну и мой завершающий вопрос о школе, в которой вы преподаете уже многие годы. Николь – школа, которая взращивает победителей, неординарных и ярких флористов. Школа, которая уже долгие годы сама является лидером на рынке флористического образования. В чем секрет такого успеха?
— У нас изначально была заложена хорошая основа Питером Хессом и Николь фон Болецки.Четкая, классная, скрупулезная, с математической точностью. Такое сложно повторить и сделать лучше. И я всегда говорю: «Наш бронепоезд «Николь» ушел далеко вперед и его не догнать».
— Большое спасибо за отзывчивость и за встречу!
— Пожалуйста! И вам спасибо.


Фото: Юлия Гусева, Валерия Пищук, ВК Экспостатус, Личный архив Стаса Зубова.

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

X