Фото Юлия Тюкова (2) — копия

Окт 26 • 513 • Комментарии к записи С открытым сердцем. Интервью с Романом Барановым. отключены

С открытым сердцем. Интервью с Романом Барановым.

Роман Баранов российский флорист, чье имя возможно не звучит столь громко как имена его коллег, участвующих и побеждающих на различных российских и международных конкурсах, он не часто выступает с показами и шоу, однако мы уверены, что вы наверняка не раз видели его замечательными работы, восхищаясь их эстетикой и глубиной философии.

Первый вопрос очень простой, как флористика появилась в вашей жизни?

— Совсем первые и ранние шаги были в школе, когда учитель биологии предложил мне сделать несколько композиций из природного материала для школьной выставки. Он мне показал книгу, одну из немногих,существовавшую на тот момент. Это помогло мне нафантазировать свои первые работы. Как оказалось, предстоящая выставка была приурочена к приезду в школу французской делегации из провинции Шампань-Орден. Им показали выставку, мои первые 6 работ приметили. Однако, в школьные годы я был известен совсем другим, почти 8 лет я был одним из солистов городского хора мальчиков. Наш хор в 1994 году пригласили на гастроли в Испанию и здесь я впервые, увидел воочию цветочные магазины и садовые центры, «полные цветов», живых, сухих, искусственных, флористическую пену, свободно продающуюся в супермаркете. Когда мне объяснили, что это, я сказал, что мне это очень-очень надо и именно тогда я привез свой первый «Оазис». Это очень впечатляло меня, ведь тогда у нас ничего и так свободно, как сейчас, всего этого не было. В 14 лет у меня началась «ломка голоса» и я перестал на какой-то период ходить на пение и мой интерес к цветам стал интенсивнее, несмотря, что мне часто твердили: «Цветами сыт не будешь!».В период летних каникул, я сделал попытку усомниться в этом и напросился к одному из лучших флористов в городе, Любови Павловне Прохоровой. Она закончила курсы аранжировки в легендарной «Роксолане» в Киеве и была одним из лучших мастеров. Я поймал себя на мысли, что парой лет ранее завороженно наблюдал за ее работой. Меня удивляло то, как из нескольких цветочков и пары веточек зелени, удается создать красивый гармоничный букет. Итак, «ломка голоса» закончилась, я вернулся в хор, но к этому моменту я уже знал всех орловских мастеров, кто занимался флористикой.  Я стал больше времени уделять созданию композиций из сухоцветов вместе с народным мастером, Верой Соколовой, которая закончила курсы аранжировки цветов в Киеве в центре «Адонис». Начал выставлять на продажу собственные работы в одном из цветочных салонов города (20 лет спустя мне довелось стать арт-директоромодного из этих салонов). Однако, я часто вспоминаю наш разговор из детства с руководителем хора. Он заметил мой явный интерес к флористике и сказал тогда, что я должен выбрать вокал или флористику, что голос нужно развивать дальше, уделяя этому гораздо больше времени и внимания. Я ответил, что не вижу себя музыкантом, буду заниматься флористикой. Он спросил, почему и я отчетливо помню, что выпалил в ответ: «Создавая букет, когда перед мною стоит человек и наблюдает, как я работаю, я испытываю те же чувства, будто выхожу на сцену.»

Вы выпускник Николь, расскажите о времени проведенном в стенах школы, об эмоциях и впечатлений?

— В 2009 году приехав на «Основы европейской флористики», их вел Юра Егоров, я за 10 дней осознал, что я не знаю важных для меня моментов, что есть законы композиции, определенные каноны профессии, гармония цвета и современные техники. Они-то как раз мне не известны. Мне стало очевидно, во что бы то ни стало,мне нужно ехать учиться дальше. К тому моменту, когда во мне созрела эта мысль, группа для иногородних была укомплектована, и через 3 недели я сломя голову переезжаю в Москву, дабы попасть в московскую группу. У меня было ощущение, что есть какие-то незримые закономерности красоты и именно зная их, можно добиваться эстетики и стабильности в профессии. Благодаря школе, я открыл для себя другой взгляд на цветочное искусство. Для меня цветы перестали носить сугубо утилитарное значение, я вдруг увидел в них характер и отражения чувств, растения стали для меня не растениями, а красками художника, актерами в моем цветочном театре,элементами концепции в дизайне. Сейчас мне периодически задают один и тот же вопрос: Вы закончили школу и дает ли эта или другая флористическая школа знания, благодаря которым они гарантированно могут стать профессионалами. Я обычно отвечаю, что никакая школа или курсы не гарантируют того, что вы выучитесь и станете лучшим, или успешным, или выдающимся — это может сделать лишь сам человек своим стремлением и любовью к профессии, которую он выбрал, тем более Вы учитесь для себя.

Не помню фотографа Это было у Гайдукевич

Кто из педагогов произвел на вас наиболее яркое впечатление?

— Не буду скрывать, что благодаря школе и семинарам в ее стенах я познакомился со многими известнейшими мастерами, я им искренне благодарен за новый мир, который они для меня открыли. Каждый мастер подарил мне частичку своего искусства. Согласитесь, что флористическому искусству можно учиться бесконечно, я и продолжаю делать… Всегда что-то во флористике найдется новое и интересное, чего ты еще не ведаешь. Сейчас я для себя открываю новый мир ориентальной флористики. Он совсем другой, с особой философией и эстетикой и этим он мне и интересен.

В прошлом году состоялось яркое, большое событие — показ выпускников школы, вы были одним из участников, какие у вас остались впечатления?

— Это была какая-то феерия чувств: от невыносимого мандража, до безумной эйфории и удовольствия. Помню, как подходила Наша Марина Юрьевна Булатова, брала за руку и говорила: «Все будет хорошо…» Я помню, что очень волновался. А в финальной части показа у всех были глаза на «мокром месте» от избытка переполнявших эмоций, осознания того, что мы вместе, много дней подготовки позади и, что показ по-настоящему удался. Лично для меня он был особенным. В своей фигуративной форм-работе, мне хотелось показать «сердце флориста», каким оно представляется мне, «живое», эмоциональное, способное отразить человеческие чувства «современным языком цветов».

Ваша работа напомнила объекты Кейт Макгуаир и вы, кажется упоминали об этом со сцены. Это важно для флориста следить не только за коллегами но и за представителями иных жанров искусства? 

— Работы Кейт для меня очень интересны за совершенство и эмоциональный отклик в моей душе. Мне нравится видеть красоту и чувства в самых разных проявлениях. Мне часто хочется искать прекрасное, не только в природе, но и в работах художников, дизайнеров, фотографов, представителей современного искусства. Мир вокруг нас полон новых ощущений, открытий и вдохновения. Быть внимательным, искренним и открытым, полезная черта, пожалуй,не только для флориста.

Показ запомнился своей атмосферой. Она была очень дружественная и даже можно сказать семейная, это правда так и есть?

— Мне периодически повторяют, будто нашу школу «за глаза» называют «сектой». Конечно это откровенная глупость, но стоит отметить, что в школе действительно царят очень дружественные и теплые взаимоотношения среди выпускников, студентов и педагогов. У нас в ходу определенный лексикон, который мы прекрасно понимаем, а окружающие не всегда, общие интересы и любовь к Богине Флоре. Если кроме шуток, мы — одна большая семья и школа нас по-настоящему объединяет.

Фото Владимир Ададуров (1)

Мы заметили, что во время  демонстрации присутствовало волнение. Это связано с большой ответственность, или вам в принципе не свойственна публичность?

-Я всегда волнуюсь, и не важно, выступаю ли на сцене или делаю букет в мастерской. Я всегда к себе очень требователен и критичен. От части наличие эмоций в этот момент показывает, как ты относишься к делу, которым увлечен, это всегда проверка себя. Однако, это бывает не так заметно, как на этом показе. Тогда мне казалось, что я катастрофически не успеваю и моя работа недостаточно наполнена смыслом. Я четко осознавал, что стоять на одной сцене с Чемпионами, а также с очень известными и талантливыми коллегами лично для меня невероятно и ответственно.

Вы из Орла город достаточно небольшой и наверняка флористика в нем отличается от столицы. Расскажите о ее особенностях, предпочтениях клиентов.

— Как и в любом другом городе у нас тоже есть «палатки», «псевдо-опт», студии и салоны флористики, кто-то лучше, кто-то хуже. Однако, как и везде, профессиональный подход к делу сдерживает лишь наше желание и дурной вкус, и вовсе не иные финансовые или технические возможности крупных и развитых городов, на которые часто пеняют. Я стараюсь внимательно следить за тенденциями отечественной и мировой сцены. Безусловно мне приятно видеть, когда,исполнив на заказ какой-нибудь букет или композицию, удается приятно удивить гостей из Столицы. Однако, вдвойне приятно, когда «орловские проекты» вызывают интерес моих коллег, профессионалов своего дела. Как раз несколько лет назад, мы пригласили с семинаром в Орел Андрея Филоненко,Чемпиона России по профессиональной флористике,попросили его поделиться с нашими флористами профессиональным опытом и показать современные техники и тенденции нашим флористам и почитателям флористики. Я в свою очередь задался целью узнать его авторитетное мнение относительно наших салонов, ассортимента цветов, ваз, предметов декора и так далее. Я переживал, что он скажет, что все плохо, так как он много ездит по стране и миру и видит картину в целом. Однако он ответил, что удивлен и что в небольшом провинциальном городке можно найти лучшие сорта цветов и предметов декора, существующие на отечественном рынке. Поверьте, мы очень стараемся всячески привлекать внимание к профессиональной флористике и прививать хороший вкус в нашем городе, хоть это вовсе не просто. Мне доподлинно известно, что салонов профессиональной флористики в нашей стране становится все больше и больше. Согласитесь, что это очень приятная тенденция и главное, что мы не одиноки.

Фото Владимир Ададуров

Дурной вкус флористов или клиентов — стоит ли бороться с этим?

— Мир флористов и мир клиентов –немного разные миры. На самом деле сложнее бороться не с дурным вкусом, а с неграмотностью или явным нежеланием развиваться флористу, как в ремесле, так в личном плане. Стоит начать прежде всего с себя. По моим ощущениям, главная задача любого флориста быть всегда на порядок выше в уровне профессионального, а также собственного развития и эстетического вкуса, хотя бы потому, что флористику во всем мире ставят в один ряд с искусством, культурой и дизайном.Когда ты с трепетом подходишь к своему делу, то вокруг тебя со временем формируется общество ценителей«высокой флористики» и твои усилия никогда не проходят в пустую.Такой принцип помогает предвосхищать ожидания клиентов, в целом повышает уровень мастерства и чаще всего позволяет бороться в том числе и с дурным вкусом.

В последнее время вы большое внимание уделяете проекту L-plants расскажите о нем.

— «Околоцветочной» теме, мне удается следовать всю свою сознательную жизнью. Я окончил университет по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Отнюдь не случайно в родном городе Орел появился небольшой семейный питомник многолетников и растений для сада“L-plants”. Скажу честно, травянистые многолетники не очень развитое направление в нашей стране. Зимостойкие многолетники всегда проигрывают петунье и бархатцам по популярности, но это лично для меня не столь важно. Большую часть наших растений мы выращиваем для Орла, ближайших Тулы, Брянска, Белгорода, Курска и Москвы, и часто наши растения участвуют в проектах известных дизайнеров в Столице, что очень приятно.

Однако меня очень увлекает процесс коллекционирования растений, ты узнаешь оних больше, только когда ты соприкасаешься с ними. Как человеку погруженному в процесс саморазвития, мне важно быть не только флористом и дизайнером. По моему мнению, настоящий профессионал не тот, кто получает срезанные цветы и может собрать букет, а тот, кто знает про растения если не всё, то очень многое. Благодаря новым знаниям, флористика охватывает всё более широкие направления в моей практике. Я имею ввидуочень интересные направления для флористики, как восточное искусство бонсая из травянистых растений (кусамоно, кокедама, вабикуса) или композиции из садовых и комнатных растений, более характерные для современной европейской флористики.

Фото Юлия Тюкова (3)

Лэнд-арт как он появился в вашей жизни и что он для вас значит?

— Не секрет, что само направление родилось в Америке в середине ХХ века, как протестное движение, как один из способов выразить себя, преобразить мир и выступить против войн и глобализации. Однако, лэнд-арт, как самостоятельное направление искусства, во флористический мир пришло вместе с нашим учителем, известным мастером и философом Питером Хессом. Множество лет чаяний и вложений не прошли даром, и благодаря его стараниям лэнд-арт появился впервые в альпийском городке Гринденвальд в Швейцарии. Эта добрая традиция прижилась и именно здесь мне посчастливилось впервые познакомился с лэнд-артом в составе российской команды. Сюда приглашают учеников Питера и ценителей лэнд-арта из самых разных стран мира.

Вдохновленные участники увозят с собой уникальную идею и необычный опыт, найденные в этом тихом уютном городке. Здесь удается укрыться от работы, погрузиться в созерцание великолепной альпийской природы, получить шанс через преодоление высказаться себя, создавая объекты, не свойственные повседневной жизни флориста. Это то, чем меня лично привлекает лэнд-арт и с тех пор, я по возможности,стараюсь участвовать в подобных проектах в России и за ее пределами.

Кстати, я помню собственные необычные ощущения, когда в горах Гринденвальдая случайно нашел работы участников прошлых лет. Так как объекты из природного материала гармонично вписаны в окружающее пространство, то сперва ты не совсем понимаешь,как это здесь возникло, недоумеваешь какое природное явление помогло создать тот или иной объект. Ты останавливаешь свой бег и задумываешься. В момент, когда ты понимаешь, что природа этого объекта рукотворна — проникаешься уважением к увлеченности человека, трепетному отношению к природе и фантазии самого создателя того или иного шедевра.

Фото Ольга Кузнецова (11)

Вы член швейцарской ассоциации лэнд-арт искусства, расскажите об этом.

 

— С каждым годом почитателей этого направления во всем мире становится все больше и больше. И не с проста несколько лет назад в Швейцарии была создана ассоциация. Она объединила участников, культурных деятелей и меценатов Международного ленд-арт фестиваля в Гринденвальде. В 2013 году Президент ассоциации, Эммануэль Шлаппи на торжественном закрытии фестиваля, предложил нашей команде, войти в состав Швейцарской Ассоциации ленд-арт-искусства Гринденвальда, что было очень приятно и поистине почетно.

Вы участвуете в лэнд-арт проекте «Читаем Чехова», что это за мероприятие и какова ваша в роль?

Прежде всего лэнд-арт проект «Читаем Чехова»уникален тем, что он проходит в музее-усадьбе нашего известного классика, писателя Антона Павловича Чехова. Здесь поистине особая атмосфера, когда ощущаешь себя в другом времени, другим человеком, будто и не было прошедших веков. Проект создается и поддерживается увлеченными и интеллигентными людьми. По сути сама площадка и литературное наследие писателя — прекрасный источник вдохновения и творческих экспериментов для флористов в нашей стране. Именно об этом мы говорили с участниками во время лекционного процесса. Вместе с Чемпионом России Андреем Филоненко и Серебряным Чемпионом Андреем Калашниковым мне посчастливилось стать одним из преподавателей, куратором группы замечательных флористов, создававших объекты в музейном пространстве.

По завершению этого проекта все участники сошлись во мнении, что наша активность — это возможность для популяризации профессиональной и разносторонней флористики и в частности ленд-арта, как одного из направлений искусства, это способ обратить внимание общества на богатейший и интереснейший пласт русской культуры, это возможность современными художественными средствами выразить собственное отношение, это прекрасное интерактивное дополнение активному экскурсионному процессу в музее и как видите благородное и полезное начинание.

Фото Владимир Ададуров(2)

Многим людям увлекающимся лэнд-артом интересно как рождаются те или иные работы. Поделитесь своим секретом?

Не буду оригинален, но у меня нет никакого особого секрета. Я стараюсь обращаться к себе, к чувствам и фантазиям, которые в свою очередь рождают те или иные ассоциации во мне, как и любого другого творческого человека.

Лэнд-арт вид искусства очень ограниченный в выборе материала и техник, как вы ищите оптимальные пути к реализации проекта?

— Ограничения, как Вы выражаетесь, дают множество возможностей… Здесь очень много вариативности в материале, несмотря на ограничения технических возможностей. Вот здесь, как правило, и начинается креатив и осмысление.Ты вынужден придумывать новые вариации, формы и техники. Каждый раз получается что-то новое и никогда не получается двух одинаковых работ. Флористику всегда называют творческой профессией, но мало кто задумывается, что именно творческий подход к решению проблем это и есть одно из основных ее слагающих. А если говорить про взгляд со стороны, то после одного из ленд-арт проектов, мне довелось услышать мнение фотографа, который наблюдал за нами, снимал репортаж, помогал в создании объектов и в конце сказал: «Я никогда не задумывалась, что из ничего, из веток, фактически из того, что мы называем мусором, из всего этого удается создать «нечто», целый объект, новый мир собственными руками и желанием. Ребята, это удивительно!»

Возвращаясь к флористике, хочется отметить, что многие ваши работы полны символизма, они яркие, запоминающиеся, эмоциональные — как у вас рождаются эти образы?

— Мне часто говорят, будто мне нравятся депрессивные и не всегда понятные «окружающим» произведения современной флористики или современного искусства. Я бы сказал, что меня увлекают работы полные смысла, эйдетики, энергетики и чувств. Честно говоря, меня по-настоящему трогают работы, где я чувствуюэмоциональный отклик и незримую энергетику человека, который это создавал, где я понимаю: «Я живой настолько, что способен чувствовать себя и других…» Меня увлекает этот процесс. И в принципе меня увлекает всегда процесс больше результата или идеи. Со старта я могу загореться и через 5 минут расстроиться, однако перебарываяи преодолевая себя я всегда стараюсь двигаться далее. Это мой алгоритм, который я обычно прохожу раз за разом.

Многие считают, что у вас есть большой конкурсный потенциал Нет ли желания принять участие в каком-либо конкурсе.

— Мне действительно нравится участвовать в конкурсах: стресс, мандраж, преодоление, возможность выразить себя и показать что-то интересное. Однако, я максимально требователен к себе и не начинаю дело, если не вижу в нем перспективы. Откровенно говоря, я еще не нашел себя, у меня чуть-чуть другие желания. Не скрою, что мне приятно, когда появляются рядом люди, кто верит в меня, даже когда у меня самого опускаются руки. Надеюсь, что еще не все потеряно и все еще впереди…

Фото Ольга Кузнецова (1)

Чем за эти годы для вас стала флористика?

— Мой мир полон контрастов. Я могу спать «на полу», но несмотря ни на что у меня может быть очень дорогая вещь, которая меня обрадует. Флористика – один из противовесов действительности и частичка эстетики, которая спасает меня и мой мир,который полон преодоления самого себя, возможности к самовыражению, строгости к себе и свободы от забот и тягот.

Есть ли хобби помимо флористики?

— Если не считать флористику хобби, то близкие друзья, знают, что я коллекционирую «счастливый клевер». Мне часто говорят, что они недоумевают, как это происходит. Если честно, я и сам не очень это осознаю, я просто опускаю голову и мне в глаза бросается клевер с нестандартным количеством листочков. В Гринденвальде, ранним утром мне почему-то захотелось сфотографировать горы в контражуре восходящего солнца. Я поплелся по мокрой траве по пояс сделать пару кадров. Опустив голову вниз, я увидел полянку со счастливым клевером. Так я нашел столько экземпляров, сколько было команд на лэнд-арт фестивале и подарил всем на удачу и на добрую память. Ну вот такая странная глупость происходит в моей забавной жизни.

Последний вопрос у нас одинаков для всех — мы просим дать совет всем тем флористам, которые только начинают свой путь, или уже работают в этой сфере.

Пожалуй, советов будет 5, согласно числу, часто следующему со мною вместе:

  1. Пожалуйста, будьте внимательными к себе,к деталям и особенно к чистоте работы –это по истине залог Вашего профессионализма.
  2. Не бойтесь открыть свое сердце новому. Умение быть открытым и одухотворенным может оказаться для Вас крайне полезным во всех своих проявлениях.
  3. Всегда держите в голове удачные сочетания, эмоции и принципы «понравившихся» работ. Со временем вы сможете нащупать свой собственный стиль через работы известных мастеров.
  4. Учитесь не у конкретных людей, а у искусства, которое люди порождают…
  5. Если любите флористику, никогда не работайте в полруки, в полноги и в полсердца. Это не принесет Вам удовольствия и растениям не подарит «новую жизнь»!

Фото: Алексей Мойсейчук, Владимир Ададуров, Ольга Кузнецова, Юлия Тюкова

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »

X