Прозвенел школьный звонок и тысячи нарядных мальчиков и девочек с разноцветными букетами снова заполнили школьный двор. Торжественную линейку на День знаний сложно себе вообразить без охапок пушистых астр и георгинов, строгих гладиолусов и официозных роз-гвоздик. Но, похоже, скоро эта традиция канет в лету.

Пять лет назад учительница одного из московских лицеев придумала провести акцию «Дети вместо цветов». Суть инициативы в том, чтобы сэкономленные от покупки цветов деньги переводить на лечение тяжелобольных детей. С того времени ежегодно акция набирает новые обороты и все больше учебных заведений поддерживает эту инициативу. И вроде на словах все красиво и правильно, но давайте посмотрим на ситуацию с другой точки зрения.

За первосентябрьскими (да и за любыми другими) букетами стоит огромное количество людей. Чтобы цветы попали к конечному клиенту, ежедневно в будни и праздники работает целая система: поставщики, владельцы салонов, флористы. Традиционно к праздникам (среди которых всегда было и 1 сентября) спрос на цветы возрастает. Чтобы его удовлетворить, поставщики цветов из Европы и Южной Америки увеличивают количество закупаемого цветка. Владельцы салонов делают предзаказ на огромные суммы и нанимают дополнительных работников, чтобы обеспечить букетами и композициями всех желающих. В итоге колоссальные объемы цветов остаются гнить на базах и в холодильниках, оборачиваясь такими же колоссальными убытками для всех, кто причастен к цветочной индустрии.

И как бы желание помочь другим (а тяжелобольным детям особенно) благородно и должно всячески поощряться. Но должны ли благие намерения ущемлять интересы других?

Благотворительность — дело сугубо добровольное и, исключительно в субъективном понимании, свершается по велению души, а не следуя модным тенденциям из интернета. Поэтому давайте делать добрые дела без повода и от чистой души.