Флористика, будучи направлением бурно развивающимся, всегда искала различные формы выражения, а с учетом растущих культурных и эстетических требований, перед мастерами появлялись все более сложные задачи, которые в свою очередь нуждались в серьезных технологических инновациях.
И индустрия стремилась отвечать требованиям, создавая все более эргономичные и удобные продукты.

Пожалуй, одним из таких революционных продуктов стало изобретение флористической пены. В 1954 году Вернон Льюис Смитерс заметив удивительные свойства материала, используемого в авиации, предложил ее в качестве нового инновационного продукта во флористике. И хотя в последствии пену стали выпускать множество различных компаний по всему миру, за ней прочно закрепился эпоним, связанный с названием компании Смитерса — «Оазис».

Справедливости ради стоит сказать, что пена компании «Оазис» действительно опережает конкурентов по качеству, но по соотношению цена-качество на рынке есть довольно много других достойных предложений, к примеру, популярная в Беларуси польская флористическая пена «Виктория».

Главным и неоспаримым приемуществом пены стала простота в использовании, надежность и продолжительный жизненный цикл цветка, помещаемого внутрь.

Однако есть и существенный недостаток — флористическая пена является крайне неэкологичным материалом, разлагаясь долго, она загрязняет окружающую среду, что заставляет всерьез задуматься об альтернативе этому материалу и даже отказаться от ее использования. Все больше американских и британских флористов идут по этому пути, пропагандируя флористику без использования флористической пены. Один из самых ярких тому примеров инстаграм комьюнити @nofloralfoam которые на личном примере демонстрируют как отказаться от вредного материала, сохранив при этом качество и красоту композиций.

Мы не будем столь категоричны, а лишь попробуем сделать небольшой экскурс в прошлое и понаблюдать какой была флористическая жизнь до пенной революции.

В отсутствии простых решений флористы были весьма изобретательными и наблюдательными, они изучали свойства различных материалов, придумывая самые невероятные способы и комбинации, способные сегодня вызвать изумление и даже улыбку. Был и песок, глина, пластилин, различные влагоудерживающие материалы, стружка кокоса, листья. Список этот можно продолжать бесконечно, но мы остановимся на четырех главных альтернативах, которые предшествовали появлению флористической пены.

Кензан. Сейчас это приспособление ассоциируется в первую очередь с искусством составления икебаны и выглядит оно как свинцовый круг, утыканный иглами, на который, собственно, и крепятся растения. Кензан может крепиться ко дну сосуда, наполняемого водой, обеспечивая питание и удобство в работе с композицией. Жаль, что сейчас назначение кензана искажено и сведено у некоторых флористов лишь к расчесыванию рогоза (тифы), что было достаточно популярной у украинских, белорусских и российских флористов техникой несколько лет назад. Настоящий флорист должен уметь работать с кензаном и при определенном навыке — это приспособление может стать незаменимым помощником в самых разных ситуациях. Единственным серьезным минусом кензана является его довольно большой вес, который ограничивает широкое его применение.

Фото: Работы студентов Minsk Flower School

Проволока (рабица). Флористы, использовавшие этот материал вместо привычной губки, возможно, сегодня выглядят немного архаично, их возможности не так широки, они вероятно проигрывают в скорости, но это настоящий олдскул и мастерство и наверняка в программах обучения приличных школ должны быть занятия, отведенные на отработку этой техники. Это развивает такие важные навыки, как забота о живом материале, ведь флорист должен был убедиться, что каждый цветок помещен в воду, а также ответственность при выборе материала и более развитое понимание форм роста растений. Изначально такая проволока применялась, в основном, для декора больших ваз, но со временем флористы научились работать с этим материалом в формате разнообразных форм, начиная от больших дисплеев и свадебных арок и заканчивая букетами, поэтому флорист с опытом и достаточными навыками вполне сможет обойтись без флористической пены.

Фото: Работы студентов Minsk Flower School

Мох. По сути, этот материал стал своего рода прототипом флористической пены, формируя определенную форму, он впитывал влагу, обеспечивая достаточное питание для растений. Использовали его в больших конструкциях и оформлениях, однако это создавало определенные неудобства, замедляло процесс и требовало очень много навыков и терпения. Кроме того, мох, в отличие от пены, пропитанной специальным составом, нельзя считать благоприятной средой для растений. Биологи считают, что, будучи помещенными в мох, растения подвергаются воздействию стремительно развивающихся бактерий, а это неминуемо ведет к значительному сокращению жизни срезанных растений. Поэтому если цветочный декор на мероприятии рассчитан на длительный срок, использовать мох — крайне рискованный поступок.

Однако, не смотря на эти недостатки, сейчас мы видим едва ли не ренессанс использования мха во флористике. Во многом этому способствуют то, что в моду входит эко-стиль при оформлении свадеб и торжеств, а флористы все чаще обращаются в своих работах к теме горшечных растений и, в частности, к требующих наличие мха — кокедаме и вабикусе.

Фото: Работы студентов Minsk Flower School

Пробирки (колбы). Пожалуй, этот способ является едва ли не самым эстетичным и допускающим большое число вариаций и интересных решений. Наверное, поэтому сегодня пробирки все еще востребованы и в некоторых случаях являются незаменимым решением. Пробирки дают возможность экспериментировать с формой, фактурой, цветом и позволяют нам то, чего мы лишены при использовании пены. Однако главный минус — это высокая себестоимость и сложность в использовании. Хорошие стеклянные пробирки стоят достаточно дорого и не могут конкурировать с ничтожно малой стоимостью пены. Пробирки бьются, теряются и ваш арсенал требует постоянного пополнения, а это значит — затрат. Что касается крепежей, то они также требуют навыков, обладая которыми, конечно, можно добиться выдающегося результата, но не всегда мы обладаем достаточным временем на создание таких шедевров, отдавая предпочтение простым и удобным техникам.

Фото: Работы Алекса Чой (Южная Корея)

Так или иначе, мы вряд ли можем идти в обратном направлении, отказываясь от удобства и качества в работе, но мы также не можем уповать лишь на одну технику — постановка растений на флористическую пену. Ностальгия по «старым добрым временам» не должна быть всепоглощающей, но в то же время, истинное мастерство флориста проявляется как раз в том, что он может работать в различных техниках и находить альтернативные решения в самых разных ситуациях.