Наверное, еще ни один чемпионат России не проходил в такой информационной изоляции. К отсутствию интереса к конкурсу как среди участников, так и среди зрителей организаторы готовились заранее, объясняя это тем, что «первый год после крупного турнира традиционно собирает небольшое число конкурсантов».
Конечно, это не правда. И если мы вспомним 2015 год, который предшествовал чемпионату Европы в Генуе, то он собрал 10 конкурсантов, а следующий за ним чемпионат — на два конкурсанта больше. И какое вообще отношение год проведения имеет к чемпионату Европы, скажите пожалуйста, когда это правило вообще работало? Вспомните, ведь в 2011 году на чемпионат поехала Наталья Жижко — чемпион России — 2009, а в 2016 году Россию представлял — Роман Штенгауэр, хотя он становился чемпионом в 2010 и по тем правилам, о которым нам говорят представители Гильдии ехать на него не имел права.
В этом же году чемпионат собрал всего 6 конкурсантов, против 17 участников в 2019 году. Это абсолютный антирекорд в истории чемпионатов России, не важно, в какие пред или пост конкурсные годы он проводился. Ну а в условиях того, что от участия отказались все ведущие флористы, становится очевидным, что нельзя все упрощать и объяснять все лишь одной причиной.
На самом деле, вызывает недоумение, что чемпионат вообще состоялся. Насколько необходимо было проводить турнир в год, когда случилась грандиозная по своим масштабам и ужасная по последствиям эпидемия COVID-19? Были сорваны региональные турниры, закрылись школы, конкурсанты лишились возможности полноценно готовиться к чемпионату. Казалось бы, решение об отмене конкурса лежало на поверхности, но, как оказалось, не для всех.
Первый сигнал о том, что ни пандемия, ни война, ни наверное ядерный взрыв не станут причиной отмены конкурса флористов мы увидели еще весной. В период разгара эпидемии, когда график заболеваемости и смертности неуклонно рос, приближаясь к катастрофическим показателям, когда в России было отменены абсолютно все мероприятия: спорт, кино, театр, выставки — Гильдия решила провести московский конкурс флористов. Уже тогда это казалось безумной по своей глупости идеей, и результат в виде отсутствия участников и большого числа зрителей в сентябре был очевиден.
К слову, сейчас, когда грядет вторая волна эпидемии Гильдия не придумала ничего лучше, чем снова провести в октябре московский конкурс флористов и похоже для него вновь найдутся и конкурсанты и судьи, желающие рисковать собственным здоровьем ради фана.
Это все очень сильно напоминает сериал Рик и Морти, где обезумевший профессор заставляет внука раз за разом рисковать жизнью ради веселья. Весь мир отменил конкурсы. И дело даже не в карантине, а в здравом смысле: жизнь и здоровье человека всегда были важнее амбиций. Почему же для Гильдии все наоборот. Почему игра стала важнее игроков? Вопрос конечно риторический, но это не отменяет его актуальности.
Вторым серьезным фактором угасания интереса к конкурсу наверняка стала прошлогодняя история с Вадимом Казанским, которого очень элегантно лишили возможности поехать на чемпионат Европы. В такой ситуации любой состоявшийся и самостоятельный флорист подумает даже не дважды, а трижды, какой смысл участвовать в конкурсе, в котором на ходу меняют правила?
Напомним, в день старта конкурса президент Гильдии Надежда Платицина во всеуслышание заявила, что именно этот конкурс является отборочным к чемпионату Европы, однако ни один из его участников в итоге не поехал на турнир. От России был заявлен Андрей Калашников, который становился чемпионом годом ранее, а в 2019 принимал участие в конкурсе в качестве… судьи. Довольно интересный подход.
Справедливости ради, стоит отметить, что Гильдией был опробован и новый формат — Russian Florist Awards , в котором приняли участие все те, кто мог бы сделать чемпионат России по-настоящему сильным конкурсом — Дмитрий Туркан, Ольга Шарова, Анна Попова — это не просто имена, а бренды, которые почему-то с подачи Гильдии были переброшены в этот формат. Хотя задумка кажется интересной, но очень странно, когда объекты высотой больше 2 метров соревнуются со свадебными букетами. Наверняка, вскоре, Russian Florist Awards обретет менее расплывчатый и более понятный, осмысленный вид, но во что в таком случае превращается чемпионат России? В турнир второго эшелона? Можно предположить, что Russian Florist Awards мог бы стать своего рода суперлигой, а Russian Cup — ступенькой к этой суперлиге, но как в таком случае в эту концепцию вписывается не участвовавший до этого в чемпионате России Дмитрий Туркан, или с треском проваливший прошлый чемпионат Иван Базин? Это снова вопрос, на который нет ответа.
Конечно, эмоции забудутся, а в памяти останется лишь результат, но таким слабым, если не сказать провальным, как в этом году, с точки зрения ивент-маркетинга и общей организации, чемпионат еще ни разу не был. В нашем инстаграме мы провели опрос, в котором приняло участие несколько тысяч русскоязычных флористов. Его результат показал, что следили за чемпионатом всего 27% флористов, а присутствовали в Крокус Экспо и того меньше, около 10% от общего числа опрошенных. Вне всяких сомнений, участники этого чемпионата настоящие молодцы и заслуживают большого уважения. Однако, глядя на турнир в целом, кажется, что эти талантливые, прекрасные флористы могли бы провести этот сентябрьский уикенд с гораздо большей пользой.