Председателем судейской комиссии на первом чемпионате Беларуси был Индрек Каели — флорист, чье имя и авторитет давно известны в мире флористики. Это человек, стоявший практически у самых истоков развития флористики в Эстонии, получивший в свое время диплом профессора икебаны. Конечно, мы не могли упустить такую возможность и не задать хотя-бы несколько вопросов этому известному мастеру своего дела.
Индрек, это ваш первый визит в Минск, как вам наш город?
— Та часть, которую я видел от аэропорта до места проведения чемпионата – отлично (смеется). Надеюсь, завтра увидеть побольше, у нас будет на это время.
— Как вам чемпионат, участники, атмосфера?
— Чемпионат замечательный. Этого не хватало вам давно и очень хорошо, что нашлись такие люди, которые взялись за это дело.
— В вашей стране тоже совсем недавно прошел чемпионат?
— Это был сороковой, юбилейный конкурс. Чемпионат носит статус открытого, поэтому к нам приезжают флористы из Финляндии, Латвии. Темы в этом году были очень интересные, взятые со времен первого чемпионата. Эдакое ретро, как например, букет из гвоздики и тому подобное.
Ваш чемпионат проходит раз в два года, почему так?
— Проводить его каждый год мы не потянем.
Эстония маленькая страна, но тем не менее флористические традиции там очень сильны, мы постоянно видим сильное выступление участников на чемпионатах Европы и Мира, как вам удается эти традиции сохранять и развивать?
— Некоторое время у нас были проблемы в организационном плане, но к счастью, наше молодое поколение взялось за это дело. Последние шесть лет есть новая организация, которая этим занимается и довольно успешно. Тоже самое я вижу и у вас, много молодых людей, которые в будущем будут заниматься, и идти вперед. Заниматься молодежью очень важно.
Расскажите, есть ли у эстонской флористики свой стиль, почерк?
— Я думаю мы все учились у разных преподавателей и слава Богу мы находимся на том уровне, когда мы не делаем копий. В Эстонии, каждый флорист хочет выразить себя, этап, когда можно было что-то скопировать пройден.
Известно, что вы являетесь профессором икебаны, расскажите немного об этом аспекте вашей биографии?
— В восьмидесятые годы у нас, в Эстонии была очень сильная школа икебаны, которая, естественно была связана с флористикой, которой тогда еще по сути не было. Я поступил в международный институт икебаны в 1988 заочно и закончил через 10 лет уже с дипломом профессора. Экзамены сдавал я в Японии.
— Произвела ли на вас в тот момент азиатская флористика впечатление?
— В то время они тоже еще были в поиске и их флористика была похожа на американскую. Сейчас, у них сформировалось свое видение флористики, с учетом культурных особенностей, мы видим, как хорошо на всех чемпионатах выступают корейцы, японцы, китайцы.
— С чем связано то, что Азия сегодня доминирует во флористике?
— Хорошая подготовка. Они уделяют очень большое внимание этому.
В нашей стране флористика находится в стадии становления, как вы думаете, какие шаги нам нужно сделать в первую очередь?
— Ключ к развитию флористики — в образовании. Как только появится государственная система образования, когда оно будет бесплатным, общедоступным, тогда вы увидите плоды.
Здесь на чемпионате работают флористы, за ними наблюдают тоже флористы, по сути это небольшая закрытая тусовка. Такая же история происходит в России и других странах, как на ваш взгляд сделать так, чтобы флористика была интересна широкому кругу людей?
— Это сложная задача. Действительно, в основном на такие мероприятия приходят те кто занимаются флористикой, привлечь кого-то со стороны трудно. Поэтому, нужно идти туда, где люди уже собираются (смеется). Немецкие чемпионаты проходят в торговом центре, или как в нашем случае Чемпионат был на корабле, где людям некуда деться от флористики (смеется). Но если говорить серьезно, то в основном это были и будут достаточно закрытые мероприятия.
Но, ведь у вас есть фестиваль Лилибал, который привлекает достаточно много людей, но это что-то среднее между серьезной флористикой и шоу, не считаете ли вы, что именно за такими мероприятиями будущее?
— Я думаю что да, любой показ, любая демонстрация это все-таки возможность флористам показать что они умеют. Лилибал хорош еще и тем, что проходит в период празднования дня города и пользуется среди жителей и туристов большой популярностью.
Известно, что флористика развивается интенсивнее в странах, где у людей есть определенный финансовый достаток. Как быть небольшим и не самым богатым странам, как наши?
— Да, у нас тоже есть эта проблема. Сложно сказать, как тут быть… Это кстати влияет и на подготовку флориста. Если у вас есть большие заказы каждый день, то это приближено к условиям турнира, а если вы продаете 3-5 цветков, то ваша подготовка будет заметно хуже.
— Ну и в конце, просим вас сказать что-то участникам первого чемпионата и тем, кто будет принимать участие в будущем
— Больше смелости участвовать в следующем чемпионате, это не так страшно как кажется. (смеется) Очень здорово наблюдать за умениями, знаниями флористам. За их хорошими идеями. Ну а те, кто отважился в этот раз, уже войдут в историю.