Маржинальность цветочного бизнеса не так высока, как об этом принято думать. Но сформировавшееся за долгие годы клише о флористах покупающих себе роскошные дома и машины на волне любимых всеми праздников — 14 февраля и 8 марта не дают покоя людям никогда не сталкивающихся с этой индустрией. Мы который год слышим пренебрежение в адрес салонов, в связи с тем, что цены на цветы в праздники продаются по баснословным ценам и флористы имеют огромные заработки спекулятивного характера. Давайте разберемся, так ли это на самом деле и рассмотрим главные причины роста цен и оценим их объективность.
Салон может повысить цену выше обычного?
Начнем с того, что даже самый большой салон цветов тем не менее остается слишком маленьким игроком на цветочном рынке, поэтому невозможно предположить, что кто-то в одиночку, или даже целый конгломерат салонов будут диктовать цену всему рынку.
На конечную цену всегда влияет несколько факторов – закупочная цена, компетентность оптовых компаний, налоговое и таможенное законодательство и непосредственно издержки салона. Поэтому, если последний фактор и находится в зоне влияния флориста, то первые три уж точно вне их власти.
Возможно спекулятивный рост цен салонов имел место много лет назад, но только не сейчас, когда рынок разогрет аномально высоким числом игроков, а значит и более жесткой конкуренцией.
К флористам, постепенно присоединились оптовики, которые сначала осторожно, но со временем все более агрессивно, демпингуя рынок стали продавать цветок крупным продуктовым ритейлерам. Часть этих ритейлерв в свою очередь решили сэкономить еще больше и ввязались в импорт цветка самостоятельно. Как правило этот цветок низкого качества, но также и по крайне низкой цене, что также является болезненным фактором демпинга для салонов цветов. А еще не стоит забывать и про множащийся поток нелегальных торговцев цветами в эти праздничные дни, которым не страшны ни налоговые службы, ни милицейские рейды.
В такой ситуации салон с большей долей вероятности предпочтет не задирать цены, а иногда даже и снизить надбавку, оставшись в рыночном диапазоне цен, чем останется с нераспроданным цветком и невысокими продажами.

Замкнутый круг для компаний выращивающих цветы?
Для компаний занимающихся выращиванием цветка год действительно начался очень сложно. Стремительный рост цен на газ практически съел всю их рентабельность. Перераспределился и спрос, Африка и Южная Америка все больше переориентируются на растущий рынок Северной Америки, а значит в Европу цветка с этих регионов поступает все меньше, провоцируя дефицит. Для удовлетворения спроса необходима дополнительная рабочая сила, но этот ресурс весьма ограничен ввиду ковида. Преодолеть эту проблему могут помочь дополнительные инвестиции, но как мы сказали выше, ввиду снижения рентабельности финансовая мобильность компаний сегодня не слишком высока.
Такой вот замкнутый круг, выйти из которого объективно можно одним способом – повышая цены на цветок, что скажется в первую очередь на кошельках конечного клиента.
Кстати, глядя на эти страдания уже не кажется таким безумным предложение американских фермеров перенести главные цветочные праздники на летний период.
Виновники спекулятивного роста цен Россия и Ближний Восток?
Однако некоторые поставщики уверяют, что цену на цветок можно спрогнозировать и более того выдержать на относительно невысоком уровне. Для этого необходимо сделать предзаказ примерно за два месяца до праздников.
Проблема лишь в том, что российский рынок, как и белорусский и украинский – не готов на такое далекое планирование. Салоны можно понять, даже делая предзаказы они до конца не понимают свои примерные объемы продаж в праздники, пока не взяты предоплаты по заказам и не подписаны договора с корпоративными клиентами. Даже с учетом предзаказов основная масса цветка будет покупаться перед праздниками и это большая проблема для всего рынка.
Поставщики в Европе уверены, что рынок России и Ближнего Востока готов покупать цветок на аукционе по спекулятивной цене, первые в связи со своей неопределенностью и незрелостью, вторые, очевидно, потому что просто могу себе позволить не беспокоиться о ценах. Безусловно это фактор влияющий на цену и не напрямую зависящий от салона цветов. Ведь если вы являетесь покупателем, просто подумайте, за какое время вы делаете заказ на букет на 14 февраля или 8 марта? А делаете ли вообще, или просто день в день отправляетесь в ближайший цветочный? Поэтому перестаньте винить флористов в росте цен.
Просто маркетинг, ничего личного?
Но если быть объективным до конца, ведь не все компании — производители позволяют клиентам размещать предзаказы, предпочитая оставить объемы цветка до самых праздников, рассчитывая на ажиотажный спрос на аукционе и соответственно более высокие цены. Так как нам понять, где грань, когда производители говорят правду о трудных временах, а когда блефуют, рассчитывая продать свой цветок дороже обычного? Ведь еще не было года, когда накануне праздников производители резко не начинали испытывать трудности. Это похоже на басню Эзопа, о мальчике, который для забавы кричал «Волки!», а когда волки действительно пришли ему уже никто не поверил.
А может быть рост цен не так велик как вам кажется?
Откуда вообще взялось это мнение что в праздники цветы страшно дорожают? Например голландский тюльпан, или эквадорская роза стоит примерно одинаковых денег что в обычный день, что в праздник. Да, разница есть, но часто она не такая существенная. Кроме того, если сегодня у нас есть только лишь голландский тюльпан, цена которого в районе 1$ то к праздникам в продаже появится местный тюльпан, в двое, в трое дешевле, поэтому получается, что на 8 марта тюльпан для конечного потребителя доступнее чем в обычный день. Так может быть это больше страшилки, как и слухи о сверхдоходах флористов, городская легенда, которая просто прижилась в умах людей и живет до сегодняшнего дня?
Вот с таким положением дел мы подходим к главным праздникам нашей индустрии и нам лишь остается надеяться что и поставщики и оптовые компании и стоящие на передовой салоны цветов, проявят профессионализм, обеспечив как необходимый объем цветка, так и приемлемое качество и цену для конечно потребителя.